Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) у детей и подростков возникает в результате воздействия на ребенка 1 или более травмирующих событий. Потенциально травмирующие события включают физическое или сексуальное насилие, стихийные бедствия, боевые действия и несчастные случаи. Произойти все это может как с самим ребенком, так и с близким ему человеком.
Причем не обязательно быть свидетелем такого события: даже рассказ о нем может нанести рану психике ребенка и стать причиной ПТСР.
Влияние травмы в результате одного инцидента (например, автомобильная авария или избиение) отличается от воздействия хронической травмы, к примеру – продолжающееся жестокое обращение с ребенком.
Воздействие травмирующих событий на детей имеет более далеко идущие последствия, чем подобная травма для взрослых. И не только потому, что у ребенка меньше эмоциональных и интеллектуальных ресурсов, чтобы справиться с ударом, но и потому, что продолжается развитие и созревание его организма, в том числе – и моральной, душевной части.
Взрослый, столкнувшись с травмой, способен исцелиться: его организм «помнит» нормальные параметры жизнедеятельности. Но удар по ребенку собьет его с пути развития, приведет к формированию стойких аномалий в поведении, психике. И после устранения травмирующего фактора, следует ждать трудностей в общении со сверстниками, отставания в школьной программе. Вследствие чего он продолжит страдать от постоянных разочарований даже после исцеления от травмы.
ПТСР развивается не у всех людей, переживших негативный опыт. Следствием таких событий может стать депрессия, тревожные состояния, дистимия. ПТСР – иная патология, требующая специфического подхода.
Симптомы ПТСР могут быть незначительными, нередко напоминают другие психические и поведенческие расстройства. У детей, перенесших травму, могут возникнуть проблемы со сном, расстройства с дефицитом внимания, агрессивное и вызывающе поведение. Характерны симптомы тревоги, фобии, депрессия и/или трудности в учебе.
Педиатр может заподозрить ПТСР у ребенка, который боится прикосновения при обращении к врачу или активном посещении. Когда возникает такое обстоятельство, следует провести расследование истории травматических переживаний ребенка.
Наиболее распространенные симптомы ПТСР включают в себя следующее:
Дети могут переживать травмирующие события различными способами, такими как:
Дети или подростки с ПТСР, как правило, избегают думать или говорить на темы, которые могут напомнить им о травматических переживаниях.
Проблемы со сном характерны и распространены. Ребенку трудно уснуть, у него выраженный страх перед темнотой или он не хочет спать один, часто просыпается ночью.
Ночью испытываются страхи, такие как воображение лиц на стене или глаз, смотрящих на ребенка.
Кошмары распространены у детей с ПТСР. Они могут иметь прямое отношение к травмирующему событию или, чаще, складываются из пугающих снов с общими темами.
Чтобы справиться с негативными реакциями, детям с ПТСР, приходится подавлять воспоминания и свои эмоциональные реакции, такие дети могут казаться эмоционально онемевшими. Они меньше смеются, проявляют меньше эмпатии и сочувствия.
ПТСР ассоциируется с пессимизмом относительно будущего. У детей этот пессимизм может проявляться как вера в то, что они никогда не станут взрослыми, или как отсутствие интереса к планированию на будущее.
Это периоды отключения от внешней среды. Ребенок с диссоциацией может казаться отсутствующим и не реагирующим в течение нескольких минут. Такие эпизоды могут причинять события, напоминающие ребенку о травмирующем факторе.
Отдельное исследование нейропсихологической функции у детей с ПТСР выявило дефицит устойчивого внимания, решения проблем и абстрактного мышления.
У некоторых детей с ПТСР поведение является аномальным: они излишне приятны и внимательны к врачу, социальному работнику. Такое явление может означать, что у ребенка есть основания опасаться гнева взрослого человека.
У детей младшего возраста травмирующие события, особенно давняя травма или стрессовые условия жизни, с большей вероятностью задерживают развитие сразу нескольких сфер, таких как взаимоотношения, когнитивные способности и социальная адаптация. Травмированные дети могут казаться аутистами, испытывают трудности с обучением.
Физикальных признаков ПТСР не существует, педиатр может лишь его заподозрить. Например, у ребенка, который чрезмерно боится прикосновений или наоборот – чересчур услужливо ведет себя со взрослым человеком.
Проблема еще в том, что изменения в физиологических показателях, таких как ЧСС и проводимость кожи, часто оказываются одинаковыми у лиц с текущим ПТСР и у тех, у кого синдром отмечался ранее.
Проблема ще в тому, що зміни з боку фізіологічних показників, таких, як ЧСС і провідність шкіри, часто виявляються однаковими в осіб, що перебувають у стані ПТСР і в тих, у кого синдром уже відзначався раніше та був подоланий.
Углубленное исследование организма детей и подростков с ПТСР показало ряд общих для них явлений:
Итак, лабораторных или органических признаков ПТСР нет. Поэтому выявление таких пациентов основывается на психофизиологическом обследовании.
Внимание следует обращать на перечисленные выше симптомы и признаки расстройства. При этом учитывать возраст пациента. До 6 лет – опросить родителей на предмет качества сна ребенка, его отношений с другими детьми. Старше 6 лет – по результатам беседы и психологического тестирования самого ребенка.
Ключевые критерии постановки диагноза ПТСР: утвержденный факт травмирующего события и сохранение описанной симптоматики более месяца.
Первый и главный шаг – обеспечить ребенку среду безопасности и снять с него чувство собственной вины. Детям необходимо донести, что они в безопасности, а их реакции – вполне естественны.
Дети с ПТСР имеют более высокий риск суицида. В отношении пациентов с яркими склонностями к саморазрушению, следует рассмотреть вопрос стационарного психиатрического лечения.
У детей младшего возраста следует внедрять игровой компонент переработки травмы. Однако необходимо избегать трансформации игры в реконструкцию.
Наиболее убедительные доказательства эффективности имеет направленная на преодоление травмы когнитивно-поведенческая терапия (TFCBT). Она основана на 8 ключевых принципах:
Другие методы релаксации (например, биологическая обратная связь, йога, глубокая релаксация, самогипноз или медитация), могут быть подходящими для некоторых детей, но клинические данные об их эффективности отсутствуют.
В случае неэффективности психологических методик, рассматривается фармакологическое лечение. Фармакотерапия направляется на борьбу с критическими симптомами: нарушения сна, раздражительность, гипервозбудимость и т.д.
В США, FDA одобрило для применения при ПТСР у взрослых сертралин и пароксетин. В отношении детей, одобренных FDA СИОЗС нет.
Британское агентство по регулированию лекарственных средств и товаров медицинского назначения считает, что единственным подходящим для детей препаратом является флуоксетин. Считается, что антидепрессанты улучшают социальную адаптацию и уменьшают симптомы ПТСР, такие, как избегание, онемение и диссоциация.
Трициклические антидепрессанты не рекомендуются к применению в педиатрии из-за рисков аритмических осложнений.
В случае тяжелых психологических расстройств на фоне ПТСР, антидепрессанты детям все же стоит применять. Но:
Бета-адреноблокаторы и альфа-адренергические агонисты (гуанфацин, клонидин) уменьшают возбуждение и принудительное повторное переживание травмы, помогают и избежать нейрофизиологического разжигания, способного привести к хронизации расстройства. Эти препараты наиболее полезны, если их использовать максимально быстро после появления симптомов.
Стабилизаторы настроения полезны в борьбе с чрезмерным возбуждением, импульсивностью в стадии разгара, уже когда болезнь стала хронической. Стабилизаторы настроения не являются взаимозаменяемыми: карбамазепин может улучшать стойкое повторное переживание события, в то время как вальпроевая кислота может ослаблять симптомы избегания.
По сравнению с вышеупомянутыми препаратами, атипичные антипсихотики используются редко. Их следует рассматривать только тогда, когда пациент не реагирует на другие лекарства или присутствует выраженное возбуждение или психоз.
За детьми с ПТСР и другим негативным детским опытом, предстоит длительное наблюдение, лечение, как правило, амбулаторное. Задачи наблюдения:
В случае игнорирования симптомов и отсутствии лечения, в отношении детей и подростков ПТСР отмечаются высокие риски суицида, перехода к асоциальному образу жизни (алкоголизм, наркомания), психических расстройств, тревожных расстройств и психосоматической патологии.