fbpx

Аннотация

В Соединенных Штатах более 6,5 млн детей, что примерно составляет 13% всех учащихся, ежегодно пропускают 15 или больше учебных дней. Число таких хронических пропусков учебы отличается территориально, в разных штатах, общинах и школах. Также весомое значение на этот показатель оказывает расовая и этническая принадлежность учеников, уровень дохода семьи. Регулярные пропуски занятий, начиная с детского сада и дошкольных групп, угрожают детям не удовлетворительной успеваемостью и даже отчислением из школы. Что, в свою очередь, создает предпосылки для поведенческих расстройств и девиаций, а вместе с тем и негативных последствий для здоровья подростков и молодежи в отдаленной перспективе. Педиатры и другие специалисты, занимающиеся лечением детей и уходом за ними, имеют возможность на уровне пациента и/или его семьи в частности, и охваченного практикой населения в целом (своего участка), повысить школьную посещаемость и сократить количество пропусков занятий. За счет этого – минимизировать различия в состоянии здоровья между «прогульщиками» и «добросовестными учениками».

Принятые сокращения:
AAП (AAP) – Американская Академия Педиатрии
НДО – негативный детский опыт
ЦКЗ (CDC) – Центры по контролю и профилактике заболеваний
ШЦЗ (SBHC) – школьные центры здоровья

Что означает понятие “хронические прогулы”?

Хроническими прогулами, в широком смысле, следует называть большое число занятий, пропущенных по любой причине, включая уважительные, не уважительные и даже учитывая отстранение от занятий. Управление по гражданским правам Министерства образования США, предлагает большим числом считать 15 и более пропущенных дней на протяжении учебного года. Альтернативный вариант, используемый в отдельных штатах, определяет хронические прогулы как отсутствие на занятиях суммарно на протяжении 18 дней в течение учебного года, либо пропуск 10% занятий. Многие организации предпочитают применять именно критерий в 10%, считая его более гибким и  чувствительным, таким, который больше способствует ранней выявляемости плохой посещаемости в течение учебного года. Например, если ученик отсутствовал два дня в течение первого месяца занятий, то его следует отнести к группе риска по хроническим пропускам.

Хронические пропуски необходимо отличать от прогулов. Само понятие прогулов также вариативно, но обычно относится к случаям, когда ученик самовольно пропускает школу, а отсутствие является «неоправданным», по неуважительным причинам. Так что если сосредоточиться только на хронических прогулах, то можно оставить без внимания тех учеников, которые часто отсутствуют на занятиях по причинам уважительным, “оправданным”. Но независимо от того, по уважительной или нет причине пропускаются занятия, хронические пропуски или прогулы одинаково связаны с неудовлетворительным состоянием здоровья.

Такие факторы, как неудовлетворительное финансовое положение и сложные жилищные условия, проблемы со здоровьему у родителей и стигматизация по расовому или этническому признаку, определенно связаны с плохими показателями здоровья у детей и известны в медицинской терминологии как социальные детерминанты здоровья. Ученики, живущие в условия меньшей финансовой обеспеченности, намного чаще пропускают школу, чем их ровесники из более благополучных в финансовом плане семей. Еще, факторы, связанные с хроническими пропусками занятий, включают и плохое общее состояние здоровья, транспортные проблемы и буллинг. Также чаще не посещают занятия ученики, которым приходится менять школу прямо в течение учебного года. Кроме всего, молодые люди иногда привлекаются к уходу за больными членами семьи или меньшими братьями/сестрами. Такая необходимость возникает, если родители (один или оба) либо больны, либо не могут оторваться от работы, что более характерно для семей с невысоким уровнем дохода. Наконец, авторы некоторых исследований сообщают, что учащиеся из категории расовых или этнических меньшинств, с большей вероятностью будут хронически пропускать занятия, чем их сверстники, не входящие в такие группы.

Дети, которые становились жертвами домашнего насилия или его свидетелями, страдали от стихийных бедствий, также чаще пропускают занятия, чем благополучные в этом плане их ровесники. Также для первой группы выше риск отстранения от занятий и отчисления из школы. Эти же дети более подвержены проблемам с психическим здоровьем, хуже адаптируются к изменениям условий в школе, склонны к поведенческим расстройствам, ведению бродяжнического образа жизни. С большей вероятностью пропускают школу дети из не родных, приемных семьей, но при правильном воспитании, такой риск снижается уже в течение первых трех месяцев с момента усыновления (удочерения). Несмотря на то, что в отношении иммигрантов или беженцев, переселенцев, статистика прогулов отсутствует, такие дети однозначно сталкиваются с одним или двумя факторами риска из отмеченных выше, включая слабую финансовую обеспеченность, смену места жительства, психологические травмы и т.д.

Какое значение имеют хронические пропуски?

Прогулы и пропуски, как правило, начинают отмечаться еще в дошкольном возрасте. Доказано, что пропуски посещения группы детского сада тесно связаны в будущем с хроническими прогулами, со снижением оценок и отставанием в академической успеваемости. Замечено, что наиболее высока частота прогулов в системе начальной школы: в детском саду и первом классе. Затем, ближе к средней школе, количество пропусков снижается. Так, минимум 10% детсадовцев и первоклассников пропускают в течение учебного года месяц или больше. Затем, классу ко второму-четвертому, процент прогульщиков снижается. И снова вырастает к концу средней и началу старшей школы, достигая 19%. На примере США, Национальная карта хронических пропусков, основанная на сборе данных о гражданских правах Министерства образования США за 2013–2014 гг., демонстрирует широкие географические различия в частоте хронических прогулов и описывает различия по расовому признаку и этнической принадлежности с афроамериканцами, выходцами из Латинской Америки, Тихоокеанского региона и индейцами. Ученики из таких категорий демонстрируют более высокие показатели хронического отсутствия на занятиях, чем их сверстники из числа белых и американцев азиатского происхождения.

Учащиеся с низкой посещаемостью имеют худшие оценки, чем их сверстники, которые регулярно посещают школу, независимо от расы или этнической принадлежности. Причем связь настолько выражена, что хронические прогулы становятся более объективным индикатором проблем с образованием, чем результаты контрольных работ и экзаменов. По данным одного из исследований, учащиеся с высокими экзаменационными баллами, пропустившие более 2 недель на протяжении школьного полугодия, в процесс учебы имели худшие оценки, чем ученики с худшими экзаменационными результатами, и меньшим пропуском занятий. Хроническое отсутствие на занятиях в шестом классе оказалось предиктором отчисления из школы в старших классах.

Литературные источники говорят, что слабая успеваемость в школе связана с плохими показателями здоровья во взрослом возрасте. Если сравнивать со взрослыми, имеющими более высокий уровень образования, люди с менее высоким образованием больше рискуют стать безработными или оказаться занятыми на низкооплачиваемой работе. Люди с низким образовательным уровнем, при тестировании реже высказывают утверждения, что они контролируют свою жизнь, ниже оценивают уровень своей социальной адаптации. Вероятно, низкий контроль за ходом жизни и слабая социальная адаптация обусловливаются трудностями, связанными с девиациями поведения, неудовлетворительным состоянием здоровья, негативными психическими (депрессия) и соматическими явлениями, такими как частые воспалительные процессы и ослабление функции иммунной системы. Взрослые люди с низким уровнем образования чаще курят, меньше уделяют внимания физическим упражнениям, а эти факторы напрямую связаны с плохими показателями здоровья. Отсутствие диплома о среднем образовании связано с повышенным риском смертности и/или меньшей продолжительностью жизни. И наоборот, получение ученых степеней и дополнительные годы образования, связаны со снижением риска смертности. За последние 20 лет, различия в показателях смертности в зависимости от уровня образования, усугубляются из-за роста числа смертей по предотвратимым причинам.

Хронические пропуски также связаны с нездоровым образом жизни, такими рисками как курение табака или марихуаны, употребление алкоголя и наркотиков, рискованное сексуальное поведение (например – наличие 4 и более половых партнеров). Уже в тот год, когда ученик прекращает употреблять алкоголь или наркотики, шансы на то, что он (или она) станет меньше пропускать занятий, увеличиваются с каждым кварталом. В то же время, напрямую связан с хроническими прогулами опыт школьников относительно подростковой беременности, семейного и уличного насилия, несчастных случаев и попыток самоубийства. Примерно от 30% до 40% девочек, бросивших школу, делают это по причине материнства, причем беременность является основной причиной отчисления девочек-подростков из школы. Плохая посещаемость школы также связывается с малолетней преступностью. В одном из исследований касательно молодежи в штате Миссисипи с 2003 по 2013 годы, исследователи обнаружили, что у школьников с хроническими пропусками, вероятность оказаться арестованным или переданным в службу по делам несовершеннолетних (органы ювенальной юстиции), выше в 3,5 раза, по сравнению с добросовестными учениками.

Причины отсутствия в школе

Учащиеся могут отсутствовать в школе по самым разным причинам. Одно из исследований показывает, что типичными являются три обширные категории  причин пропусков занятий:

  1. Ученики, которые не могут посещать школу из-за болезни, обязанностей в семье, частой смены места жительства, необходимости зарабатывать на жизнь, как и попавшие в сферу деятельности ювенальной юстиции.
  2. Учащиеся, избегающие посещать школу из-за опасений психологического давления, буллинга, угроз физической расправы и насилия, сексуальных домогательств.
  3. Те, у кого родители (да и сами ученики) просто не видят смысла в посещении школы.

Практика заставляет обращать внимание на еще одну группу учеников: тех, кто не испытывает опасений из-за пропусков занятий по уважительным причинам. Есть люди, которые считают, что вред образованию наносят только пропуски по неуважительным причинам. Они не осознают, что отсутствие на занятиях всего два дня в месяц по любой, даже самой уважительной причине, может стать проблемой уже если дети пропускают занятия в детском саду. Также, весомой по частоте причиной прогулов, является отстранение от занятий детей, склонных к поведенческим и эмоциональным девиациям, страдающих дефицитом внимания, гиперактивностью.

Большинство исследований, связанных с изучением причин отсутствия в школе, проводились с акцентом на выяснение конкретных расстройств здоровья и их связи с отсутствием на занятиях. В качестве общих расстройств здоровья, напрямую связанных с пропусками школы, рассматриваются:

  • ОРЗ, ОРВИ и грипп;
  • фарингиты;
  • инфекционные гастроэнтериты;
  • травмы и переломы;
  • агрессивная, плохо контролируемая астма;
  • сахарный диабет 1 типа;
  • синдром хронической усталости;
  • синдром хронической боли (включая боль в животе и головные боли);
  • судорожные состояния (эпилепсия);
  • неудовлетворительное состояние полости рта;
  • зубная боль;
  • ожирение.

Что касается пропусков по причине психологических расстройств, то там причинами прогулов, как правило, часто становятся жалобы на соматическую патологию, многие из симптомов которой входят в перечисленные выше заболевания.

Было проведено несколько исследований, направленных на сравнение групп детей с более частыми пропусками и меньшим числом прогулов и уточнение, какие именно расстройства здоровья более типичны для детей из первой, пропускающей больше, группы. И все равно оказалось достаточно сложно конкретизировать, какие именно заболевания и расстройства приводят к большему числу пропусков. Причиной сомнительной достоверности результатов считается дефицит данных о состоянии здоровья учеников. Также авторы многих работ указывают, что соотношение проблем со здоровьем, как причин пропусков, сильно различается по разным общинам и социальным группам учеников.

Необходимо учитывать, что даже случайные, спорадические пропуски, связанные с разными заболеваниями, быстро накапливаются и превращаются в хронические пропуски занятий. Подобная картина характерна для детей, страдающих несколькими разными болезнями, с затрудненным доступом к медицинской помощи или болеющих такими заболеваниями, для лечения которых не разработаны эффективные методы. Пропуски и прогулы, спровоцированные соматическими расстройствами, способны усугубляться наличием психических и поведенческих расстройств, социально-экономическими факторами.

Более часто страдают хроническими пропусками дети с ограниченными возможностями, если сравнивать их с детьми не инвалидами. Так же и молодежь с особыми потребностями  в медицинской помощи, чаще пропускает школу, чем дети с благополучным здоровьем. Еще, доказано, что на школьные прогулы и успеваемость детей и молодежи с особыми потребностями, заметно влияют факторы рисков и безопасности ребенка на уровне семьи и социума (например, социально-экономические факторы, наличие или отсутствие надлежащего ухода за ребенком, микроклимат в школе и дома, условия проживания). Дети с аутическими расстройствами средней и тяжелой степени, часто подвергаются особому риску поведенческих расстройств, способных негативно повлиять на учебу не только самого ребенка, но и других учеников. Кроме того, дети с аутизмом, склонные к деструктивному, подрывному поведению, подвергаются реальному риску оказаться исключенными из школы либо стать хроническими прогульщиками.

Частые отсутствия в школе стойко ассоциируются с расстройствами психики и поведения, возникающими вследствие употребления наркотиков. Продольные когортные исследования показали, что расстройства поведения и симптомы депрессии могут приводить к частым пропускам. Равно, как и, наоборот: частые прогулы способны давать старт нарушениям поведения и депрессивным состояниям. Молодежь, ведущая чрезмерно вольный образ жизни, с большей вероятностью откажется от посещения школы, чем их сверстники, регулярно посещающие школу. Причину видят в диагнозе оппозиционно-вызывающего расстройства, девиациях поведения, депрессии, злоупотреблении табаком, алкоголем, марихуаной.

Результаты исследований применялись для изучения школьных прогулов на базе социоэкологической модели, учитывающей индивидуальные, семейные и школьные причинно-следственные факторы. Авторы этих исследований обнаружили, что индивидуальные (такие как гиперактивность, проблемы с поведением и негативный настрой в плане здоровья), семейные (низкий уровень образования родителей, высокий уровень безработицы) и школьные факторы (такие как неуверенность в себе, заниженная самооценка или отсутствие чувства уважения школе), все способствовали ухудшению посещаемости учащихся. Проблемы,  столкнуться с которыми следует готовиться работникам медицинской сферы, включают издевательства, гендерную дискриминацию и разнообразный сексуальный опыт, а также негативный детский опыт (НДО). В последние годы особую актуальность приобретает цифровой буллинг, электронные издевательства. Также показано, что представители сексуальных меньшинств и молодежь, ведущая бродяжнический, попрошайнический образ жизни, подвергаются высокому риску плохой посещаемости. Еще, учащиеся с “богатым” НДО, чаще страдают хроническими прогулами, чем ученики с более благополучным анамнезом жизни.

Обоснование необходимости коррекции физической и психической сторон здоровья для улучшения посещаемости школы

Мероприятия по повышению уровня школьной посещаемости составляются и проводятся разными организациями разного уровня. Оценить достигаемые в этом плане результаты достаточно сложно из-за отсутствия системного подхода к регистрации и ведению учета хронических пропусков, так как разные школы, детские сады и другие образовательные учреждения по разному относятся к учету посещаемости и пропусков.

Повысить посещаемость можно за счет интеграции усилий разных заинтересованных сторон, включая систему образования, здравоохранение, правоохранительные органы и структуры ювенальной юстиции.

Профилактика инфекций

Мероприятия, направленные на улучшение гигиены рук в школах, направляются на увеличение частоты мытья рук и внедрение дезинфицирующих средств для рук. По анализу результатов 18 рандомизированных контролируемых исследований 2016 года предполагается, что такие меры следует использовать для тренировки и развития гигиенических навыков среди детей и учителей, школьной администрации, за счет чего удастся снизить уровень заболеваемости инфекциями верхних дыхательных путей, ОРЗ, ОРВИ и гриппом, и одновременно – уменьшить число пропусков занятий. Также отмечено, что мероприятия по усилению гигиены рук способствуют уменьшению числа пропусков по причинам, связанным с заболеваниями желудочно-кишечного тракта. Но лучше всего, влияние мер по профилактике инфекций в школах изучено в отношении гриппа. Было доказано, что наряду с гигиенической подготовкой, снизить количество пропусков в сезон ОРВИ позволяет вакцинация от гриппа. Следует считать доказанным, что внедрение массовой иммунизации от гриппа в школах, увеличивает иммунную прослойку в обществе. Для предотвращения пропусков занятий по причине вспышек заболеваний, предупреждаемых вакцинацией, необходим как можно более широкий охват населения, в том числе и детского, иммунизацией.

Институт школьных медсестер

Школьные медсестры играют важную роль в успеваемости и посещаемости учащихся. Американская академия педиатрии (AAP) и Национальная ассоциация школьных медсестер рекомендуют содержать в штате не менее 1 профессиональной медсестры в каждой школе. Но устанавливать количество должностей необходимо исходя из специфики образовательного учреждения. Для типовой начальной и средней школы, идеальным соотношением считается 1 должность медсестры на 750 учеников. Опытные школьные медсестры обладают навыками, необходимыми для выявления проблем со здоровьем у учеников, которые способны негативно повлиять на учебный процесс и могут вмешиваться в такие негативные явления. Также школьные медсестры являются важными членами коллектива при разработке и выполнении планов медицинского обслуживания учеников, учитывая особенности их здоровья и потребности.

Для детей с особыми потребностями, в США разработан комплекс мер под общим названием “план 504”. В наших реалиях, такой принцип обучения получил название “инклюзивное образование”.

Учитывая сложность оценивания работы медсестер в школах, дефицит финансирования исследований и нехватку экспертов, изучающих услуги сестринского профиля, точные данные о влиянии школьных медсестер на посещаемость школы отсутствуют.

Одно из проведенных исследований показало, что после болезни или травмы, к учебе возвращаются 95% учеников если они находились под наблюдением школьной медсестры и только 82%, если медицинский надзор в школе осуществлял сотрудник без надлежащего медицинского образования. Исследования также показали, что введение должности школьной медсестры с полным рабочим днем, снижает количество пропусков занятий детьми, страдающими астмой в сравнении со школами, где медсестра присутствует на работе неполный день. Анализ одного из обзоров литературы по данному вопросу также показал, что школьные медсестры могут улучшать посещаемость даже у учеников, уже склонных к хроническим пропускам. Улучшение посещаемости в масштабах школы становится очевидным при более низком соотношении количества учеников к штатным должностям школьных медсестер. Во многих школах медсестры трудоустроены на не полный день, а в некоторых - такие сотрудники просто отсутствуют. Следовательно, при необходимости, оказание медицинской помощи частично или полностью возлагается на не профильного медицинского работника или другого представителя школьного коллектива. Проблема в том, что и первые и другие, как правило, не имеют специального медсестринского образования.

Школьные Центры Здоровья

Школьные медицинские центры создаются для обеспечения образовательного процесса детям с разнообразными расстройствами здровья и заболеваниями. И они (центры), как было доказано, заметно улучшают качество образования, в том числе и повышают средний балл среди выпускников средней школы. В услугах ШЦЗ нуждаются ученики с хроническими заболеваниями, которых для оказания необходимой медицинской помощи пришлось бы регулярно отправлять домой или в медицинское учреждение. Школьные медицинские услуги могут включать профилактические мероприятия, стоматологические услуги, а также услуги по поддержанию психологического и поведенческого благополучия. Исследования показали, что ШЦЗ достоверно уменьшают количество пропусков, прогулов. Выводы одного из исследований по Сиэтлу показывают, что среди учеников, получающих медицинскую помощь в ШЦЗ, посещаемость значительно вырастала. Так, учащиеся афро-американского происхождения, в три раза улучшали посещаемость по сравнению с теми учениками, которые не были охвачены работой ШЦЗ. Авторы сразу двух исследований в Нью-Йорке обнаружили, что учащиеся, страдающие астмой, после запуска ШЦЗ проводят в классе больше времени, лучше посещают занятия и реже пропускают по причине госпитализации. Результаты еще одного исследования демонстрируют снижение на 50% числа прогулов и на 25% числа опозданий среди учеников старшей школы, получающих психологическую, психиатрическую помощь. В целом, показано, что ШЦЗ заметно улучшают посещаемость занятий среди учеников, пользующихся их услугами для поддержания соматического и психического здоровья, при этом с заметным улучшением состояния здоровья в целом.

Психологическая помощь

Авторы одного из свежих обзоров услуг по охране психического здоровья детей в школах и других образовательных учреждениях, обнаружили, что некоторые аспекты учебы, включая и посещаемость, редко оцениваются. Исследователи в рамках этого обзора действительно предполагают, что нормализация психического здоровья связывается с улучшением общеобразовательных показателей у детей. Было обнаружено, что проведение сеансов когнитивно-поведенческой терапии ученикам, отождествляемым как школьные изгои, может улучшить посещаемость, уменьшить симптомы тревоги и депрессии. “Школы информирования о травмах” - это школы, в которых взрослые из школьного коллектива обучены распознавать пострадавших от психической травмы детей и помогать им. Такие знания применяются с учетом жизненного опыта учеников и того, как это опыт влияет на поведение ученика и его посещаемость в школе. Кроме того, эти школы организовывают и проводят индивидуальные мероприятия по охране психического здоровья детей, чем также способствуют укреплению связей учащихся и их семей с социальными службами. Несмотря на то, что исследования в данной области являются новинкой и продолжаются, подход, основанный на информировании о травме, по-видимому, сокращает количество пропусков, отстранений от занятий и исключений из школы. Однако, для составления объективной оценки требуется больше фактических данных, особенно в плане эффективности служб по охране психологического здоровья в школах и влиянии предпринимаемых мер на посещаемость занятий.

Школьная политика и программы

Политика, способствующая созданию и поддержанию благоприятного школьного микроклимата, также может способствовать лучшей посещаемости. Согласно одному из определений, “школьный микроклимат характеризует качество и особенности школьной жизни. Он основан на моделях опыта школьной жизни учеников, их родителей и педагогического коллектива, отражает нормы, цели, ценности, межличностные отношения и методы преподавания и обучения, а также организационную структуру школы”. Понятие школьного микроклимата и приверженности к школе (связанности со школой) тесно объединены между собой, исследования показывают, что учащиеся, чувствующие связь со своей школой, меньше пропускают занятия и менее склонны к поведенческим рискам. Центрами по контролю и профилактике заболеваний (ЦКЗ) разработаны конкретные стратегии, направленные на улучшение школьной приверженности, связанности. ЦКЗ также составили техническое руководство по предотвращению насилия среди молодежи, включая особенности буллинга в разных учреждениях. В этом руководстве предлагаются ряд стратегий, в том числе и универсальные школьные программы для формирования у учеников полезных навыков, для постепенного привлечения молодежи к “взрослой” деятельности и занятиям посредством составления программ наставничества и внеклассных занятий, а также создания охранной среды в социуме, включая формирование благоприятного школьного микроклимата. В доказательство приводятся данные, что такие стратегии могут способствовать снижению уровня насилия среди молодежи и, в свою очередь, укреплять чувство приверженности, связанности со школой, что однозначно способствует росту посещаемости и улучшению академической успеваемости. Многие из таких стратегий направлены на специалистов системы образования, однако они обязательно включают взаимодействие с медицинскими работниками.

Некоторые исследователи рекомендуют поощрять учеников за хорошую посещаемость торжественными мероприятиями, выдавать им подарочные сертификаты, внедрять другие формы поощрения, чтоб побудить молодежь к высокой посещаемости занятий.

Привлечение родителей

Школы, которые эффективно общаются со всеми родителями, независимо от их языка или культуры, назначают определенное контактное лицо, консультанта, который может ответить на все вопросы родителей относительно школы и также организовывает стажировки сотрудников и родителей в школах с более высоким уровнем посещаемости, чем в их учреждении. Контроль со стороны родителей и информированность их о посещаемости детей (когда родители знают, как их ребенок посещает школу), способствуют более низким уровням преступности, что в свою очередь, связано с лучшей посещаемостью занятий. По итогам одного из исследований, в Филадельфии, в 2014-2015 годах, охватившего детей от уровня детского сада до выпускных классов, авторы свидетельствуют, что уже простое информирование родителей о том, что их ребенок пропускает школу, снижает вероятность пропусков в дальнейшем. Одно из объяснений такого, возможно, состоит в том что некоторые родители не имеют верного представления о количестве пропусков у их ребенка. Школы, строящие прочные партнерские отношения с семьями учеников и их социумом, показывают более высокие уровни посещаемости. Школьные консультанты, наряду со школьными медсестрами и другими представителями здравоохранения, могут играть ключевую роль в развитии и укреплении таких партнерских взаимоотношений.

Скоординированная школа здоровья

Определенные модели деятельности ШЦЗ служат базой для медицинских работников и специалистов сферы образования, чьи усилия должны быть направлены на укрепление здоровья учеников и достижение новых высот в учебе. Компоненты одной из таких моделей:

  • санитарно-гигиеническое просвещение;
  • физическое воспитание и умеренная физическая активность;
  • гигиена питания;
  • доступ к медицинской помощи;
  • услуги консультанта, психолога и социального работника;
  • социальный и эмоциональный микроклимат;
  • параметры окружающей среды;
  • здоровье сотрудников педагогического коллектива;
  • участие семьи ученика и общества в образовательном процессе.

Хотя не все эти компоненты были изучены в привязке к посещаемости школы по отдельности, но авторы свежего масштабного обзора литературы указывают, что каждый из перечисленных компонентов играет роль в улучшении успеваемости детей. Аспекты питания (завтрак в школе), медицинская помощь (медсестринский надзор), консультационные, психологические и социальные услуги (психологическая помощь в школах), социально-эмоциональный микроклимат (связанность со школой), физические параметры окружающей среды (освещенность учебных мест, качество воздуха в классах, устранение физических угроз во время учебы), участие семьи и привлечение общества к процессу, были связаны с улучшением школьной посещаемости.

Рекомендации

Педиатрам следует рассматривать школьную посещаемость в своей индивидуальной и общественной деятельности в качестве точки приложения для адвокации с использованием многоуровневого подхода. Первый уровень, “на местах”, может включать сотрудников звена здравоохранения, которые помогают снизить нагрузку на педиатра, таких как медицинские ассистенты, медсестры или координаторы по ведению хронических больных.

1-й уровень

Административные и просветительские мероприятия, которые способствуют посещению школы молодежью любой категории.

На местах:

  • Во время профилактических осмотров и посещений больных, регулярно расспрашивайте о том, были ли у учащегося пропуски занятий и сколько. Подумайте о том, чтобы составить опросник о количестве пропущенных школьных дней в предыдущем месяце с указанием названия школы, которую ребенок посещает в настоящее время, в виде шаблона на бумаге или в электронной медицинской карте.
  • Убеждайте родителей приносить копии табеля успеваемости их ребенка или пользуйтесь данными из онлайновых информационных систем (если таковая возможность есть) во время профилактических посещений. Эти источники данных часто содержат информацию об отсутствии ученика в школе и опозданиях;
  • Поощряйте пациентов и тех, кто за ними ухаживает, когда дети регулярно посещают школу (критерий - пропуск не более одного дня на протяжении месяца);
  • Рассказывайте ученикам и родителям о негативном влиянии пропусков школы на успеваемость и будущее здоровье. Поговорите о том, как прогулы могут незаметно потенцировать отрицательные последствия для жизни и здоровья. Подчеркните ценность формирования стойкой привычки посещаемости занятий еще с дошкольного возраста
  • Привлекайте родителей для выявления и устранения специфических проблем с посещаемостью занятий;
  • Опрашивайте семьи детей с хроническими проблемами со здоровьем, такими как астма, аллергия и эпилепсия, есть ли у них план действий на случай, если ребенку станет плохо в школе. Помогите составить такие планы, чтобы семья чувствовала себя комфортно, отправляя детей в школу или детский сад. При необходимости, поработайте со школьной медсестрой, чтобы скорректировать план действий при ухудшении состояния пациента. Есть смысл воспользоваться стандартизированными протоколами для лечения астмы, аллергии, и планами действий на случай судорожного припадка;
  • Поощряйте семьи делиться заботами о здоровье своих детей со школьной медсестрой;
  • Помогайте семьям в документировании, интерпретации медицинских потребностей и особенностей инвалидности их детей для составления индивидуальной образовательной программы или плана 504, чтобы помочь оптимизировать учебный процесс;
  • Повышайте посещаемость школы, используя раздаточные материалы, плакаты или видео в холле школы (если есть такая техническая возможность), работая с партнерами по сообществу, организовывайте и принимайте участие в общении с родителями, учениками и учителями через школьный веб-сайт, мессенджеры или социальные сети;
  • Четко определите для себя и сотрудников школы, что служит основанием для исключения ребенка из школы.
  • Четко конкретизируйте и доведите до ведома родителей, когда ребенок должен оставаться дома, если он заболеет, и как избежать отсутствия из-за незначительной болезни или легкого недомогания;
  • Разузнайте об информационных ресурсах в школьном сообществе и интегрируйте семьи в такие ресурсы, которые помогут улучшить благосостояние всей семьи;
  • Регулярно уточняйте, подвергались ли ваши пациенты отстранению от учебы или исключению из школы, и помогите пациентам и их семьям, пострадавшим от отстранения от занятий и отчисления.

С населением

Педиатры обязаны быть защитниками и сторонниками здоровья детей. Доступные для их адвокации ресурсы могут включать в себя следующее:

  • Работайте с администрацией образовательных учреждений, чтобы пропагандировать на уровне городских, районных и областных Управлений образования на законодательном уровне политику и меры, способствующие посещаемости школы. Такие мероприятия могут включать в себя внедрение политики и подходов, способствующих созданию благоприятного школьного микроклимата и снижающих вероятность отстранения ученика от занятий, исключения из школы. Необходимо добиваться финансирования для обеспечения достаточного количества вспомогательного персонала, включая школьных медсестер и консультантов, организации полноценной школьной медицины, прививания ученикам здоровых поведенческих навыков;
  • Сотрудничайте с властями и бизнесом (религиозными лидерами, государственными должностными лицами, руководителями предприятий) по разработке и распространению информации, ориентированной на конкретные сообщества и культурные особенности, информируйте общественность о важности регулярного посещения школ в любом возрасте, начиная с раннего детства;
  • Просвещайте сотрудников педагогического коллектива относительно обоснованных и необоснованных причин исключения (например, некоторые школы предпочитают исключать детей с вшами из школы, несмотря на основанную на фактических данных рекомендацию избегать исключения из школы по причине вшей). В этом могут оказать существенную помощь руководители Управлений образования разного уровня;
  • Поддерживайте усилия школьных округов по упрощению доступа детей и семей к качественным медицинским услугам;
  • Участвуйте в качестве школьного врача в школьном совете, консультативном комитете по медицинскому обслуживанию в школе, школьном округе или в комитетах по оздоровлению для разработки теоретических и практических мер, способствующих посещаемости школы;
  • Работайте с управлениями образования, чтобы побудить школы регулярно собирать и обмениваться данными с государственным здравоохранением и медицинскими работниками о хроническом отсутствии по классам, школам и районам, поскольку хроническое отсутствие является часто показателем того, что дети и семьи столкнулись с проблемами, связанными со здоровьем. Разрабатывайте и продвигайте стратегии, способствующие обмену информацией и соответствующие действующему законодательству о защите конфиденциальной информации;
  • Работайте со школами для выявления случаев расстройств физического и психического здоровья, которые в значительной степени нарушают образовательный процесс у учеников, и помогайте составить план мероприятий для устранения таких явлений;
  • Привлекайте администрацию органов общественного здравоохранения к сопоставлению и анализу данных о хронических пропусках школы, оценке имеющихся показателей здоровья, чтобы определиться, какие совместные действия будут наиболее эффективны.

Уровень 2

В дополнение к подходам, описанным в уровне 1, педиатрам следует предпринимать дополнительные меры в отношении тех их пациентов, которые пропускают 2 или 3 школьных дня в месяц (∼10% от общего школьного времени):

  • Выявление, лечение и профилактика расстройств физического и психического здоровья, провоцирующих пропуски занятий. Важное значение для коррекции психосоматических расстройств, приводящих к плохой посещаемости школы у молодежи, имеет сотрудничество педиатра со школьным коллективом и специалистами-психологами;
  • По возможности, выявляйте психосоциальные факторы риска и показатели здоровья у лиц, осуществляющих уход за учеником с хроническими болезнями, которые способствуют пропускам занятий пациентом, помогайте попечителю получить наиболее современную информацию по проблемному вопросу;
  • Избегайте давать справки по отсутствию ученика в школе, если  причина отсутствия была неуважительной, и избегайте давать такие оправдательные документы задним числом;
  • Настоятельно рекомендуйте пациентам, которые достаточно хорошо посещают школу, возвращаться в школу сразу же после посещения врача, чтобы не пропускать весь день целиком;
  • Избегайте делать свою работу в ущерб школьным занятиям. В соответствии с современными концепциями, предусматривающими предоставление доступного, непрерывного и ориентированного на семью ухода, рассмотрите возможность увеличения продолжительности рабочего дня, попробуйте назначать семьям и пациентам профилактические приемы и необходимые обследования на время, свободное от занятий;
  • Общайтесь и сотрудничайте с педагогическим коллективом и партнерами по сообществу, чтобы контролировать состояние здоровья ваших пациентов с хроническими пропусками занятий. Наиболее ценный контакт, как правило – школьная медсестра;
  • Поощряйте родителей учеников с частыми пропусками инициировать собрания коллектива школы, класса (иногда называемое школьной командой), чтобы обсудить, как школа и семья могут поспособствовать решению этой проблемы. В частности, родители могут настоять, чтобы их ребенок был рассмотрен для участия в системе мероприятий по поведенческой коррекции, организуемых в школе или включен в план 504.

Уровень 3

В дополнение к подходам, описанным в уровнях 1 и 2, педиатрам следует предпринимать дополнительные меры в отношении пациентов с тяжелыми формами хронических прогулов, пропускающих 4 или более школьных дня в месяц (∼15% от общего школьного времени):

  • Побуждать школу вести с такими детьми более активную индивидуальную работу, внедрять наставничество, привлекать их к общению и сотрудничеству со специалистами, оказывающими вспомогательные услуги в школе, и выступать при этом в роли адвоката и медицинского эксперта вашего пациента;
  • Дети имеют право на получение образовательных услуг на дому или в больнице на базе государственных школ, если для их отсутствия имеется уважительная причина медицинского характера. Использование таких услуг должно быть четко обоснованным, на основании медицинской характеристики состояния пациента. Стремиться надо к тому, чтобы такие услуги были по времени ограничены, не бессрочны. Общайтесь и обменивайтесь информацией со специалистами образовательной сферы, чтобы решить вопрос о продлении внешкольного образования, разработайте временные рамки для внеклассного обучения, составьте для ученика план реинтеграции, реабилитации, определяйте, насколько альтернатива внешкольного образования является полноценной для ученика.