Гибель детей на воде является одной из наиболее значимых причин детской смертности. В США, ежегодно от утопления погибает около 1000 детей. Для примера, за купальный сезон 2018 года, в Украине утонули более 200 детей – прим. переводчика. Цифра на самом деле пугающая, не считая уже того, что каждый такой случай – страшная трагедия для семьи. Поэтому стоит серьезно отнестись к разработке и внедрению стратегий снижения такой негативной статистики.

По формулировке ВОЗ, утопление характеризуется как непрерывный процесс, который может быть прерван спасением в любой точке этого процесса, с различными последствиями: от отсутствия симптомов до смерти. Важнейшую роль в минимизации условий для возникновения риска утопления и обеспечения собственно, спасения, отыгрывают родители и педиатры.

Печальная статистика

В США, утопление лидирует среди причин смертности от несчастных случаев в возрастной категории 0–4 года. Чаще гибнут мальчики. Несчастье на воде также является распространенным поводом для обращения за медицинской помощью, в том числе и неотложной.

При налаженной и эффективной системе неотложной помощи, жертвы нефатального утопления полностью восстанавливаются. Однако, отсутствие адекватной помощи в течение 6 минут и более с момента погружения под воду, напрямую связано с развитием тяжелого стойкого неврологического дефицита.

Чтоб реализовать на практике эффективные профилактические мероприятия по предупреждению случаев утопления, необходимо принимать во внимание ряд моментов:

  • знание групп риска;
  • создание максимально безопасных условий для купания;
  • соблюдение правил безопасного купания;
  • постоянный контроль со стороны взрослого за купающимися детьми;
  • ограничение бесконтрольного доступа детей к воде;
  • обучение взрослых навыкам СЛР для оказания неотложной помощи.

Рассмотрим детальнее каждый из перечисленных пунктов.

Детские группы риска по утоплению

У деяких регіонах можуть мати значення й соціодемографічні чинники: заборона на купання з відкритим тілом (одяг обмежує рухи, намокає й тягне вниз), відмова від уроків плавання, відсутність доступу до безпечних місцях для плавання і купання, відмова від використання захисних засобів (жилети, кола) й т.і. Усунути такі чинники ризику вкрай складно, для цього потрібна злагоджена робота медиків, педагогів і фахівців соціальних служб, церкви, у декількох напрямках одночасно.

Список наиболее уязвимых категорий детей составлен на основании статистики по США, за 2013–2017 годы:

  • Младший возраст от 0 до 4 лет. Младенцы чаще гибнут в ваннах, ведрах. Дошкольники – в домашних бассейнах. Основной фактор – низкий уровень контроля за местонахождением детей. Особенно при наличии доступа к емкостям с водой, к бассейну, открытым водоемам.
  • Подростки 15–19 лет. Чаще гибнут на открытой воде. Повышенный риск связывают с переоценкой возможностей, недооценкой опасности, эпизодами импульсивного и рискованного поведения, употреблением психоактивных веществ (алкоголь, наркотики).
  • Больные эпилепсией. Такие дети тонут в 10 раз чаще, чем их здоровые сверстники. Поэтому при купании в любых условиях (ванна, озеро, река, бассейн), нуждаются в непрестанном наблюдении. Вариант – купать таких детей под душем.
  • Аутизм. В силу особенностей мышления, такие дети не осознают риска и попросту забредают в воду, на глубину.
  • Страдающие сердечными аритмиями. Физическая нагрузка при плавании способна вызвать срыв ритма и аритмогенный шок с нарушением сознания.

Обеспечение водной компетентности

Водная компетентность – это способность предвидеть ситуации, опасные по утоплению и навык их избегать, переживать. Понятие это включает в себя несколько компонентов:

  • понимание водной безопасности;
  • формирование базовых плавательных навыков;
  • умение распознать тонущего человека;
  • умение оказать тонущему неотложную помощь.

Многие родители уверены, что их детей обезопасит умение плавать. Однако, как видно, способность держаться на воде – всего лишь один из факторов, способных обеспечить безопасность ребенку.Большой ошибкой является стремление некоторых семей научить плавать маленьких детей.

Необходимо доносить до родителей, что ребенок младше 1 года не способен к сложным движениям, необходимым для плавания. Да, младенец может задержать дыхание под водой и даже будет осуществлять рефлекторные плавательные движения. Однако он не сможет эффективно держать голову над водой.Поэтому программа уроков плавания должна соотноситься с возрастом учеников, должна быть дифференцированной.

Стратегии предотвращения утопления

Чтоб максимально снизить риск утопления, эксперты рекомендуют многоуровневый подход к обеспечению безопасности.Наибольшего эффекта удается достигнуть инженерными методами: установка ограждения по периметру всего бассейна, высотой не менее 120 см с самозакрывающимися воротами, предотвращает 50% младенческих утоплений.

Хорошо зарекомендовали себя спасательные жилеты. Но для этого необходимо иметь достаточное их количество и контролировать применение.Заметно меньше снижают риск трагедии уроки плавания. Примерно такую же эффективность демонстрируют уроки спасения на водах и обучение навыкам СЛР.

Не меньший эффект, чем инженерные меры, имеет тщательное наблюдение за детьми во время купания, нахождение взрослого на расстоянии вытянутой руки от ребенка.Анализ мер помог составить цепочку выживания – алгоритм, позволяющий снизить смертность от утопления. Цепочка включает пять уровней:

  • Предотвратить утопление.
  • Суметь распознать беду.
  • Помочь удержаться на поверхности воды.
  • Извлечь из воды.
  • Обеспечить пострадавшему уход, при необходимости – мероприятия СЛР.

В случае состоявшегося утопления, наиболее эффективным средством помощи является проведение комплекса СЛР и как можно более быстрая доставка пострадавшего в медицинское учреждение.

Роль взрослых

В начале статьи уже упоминалось, что обеспечение безопасности детей на воде требует слаженных действий разных категорий взрослых. Теперь рассмотрим этот вопрос немного подробнее.

Родители и члены семьи

Ни на один момент не оставлять без присмотра маленьких детей, запрещается перепоручать присмотр за ними более старшим детям. Особенно, если неподалеку есть ванна, бассейн, канава, река, озеро, просто глубокая лужа.

Необходимо минимизировать риски:

  • детские сиденья для ванны могут опрокинуться, поэтому присутствие взрослого при купании малыша в ванной обязательно;
  • сразу после использования, воду из ведер, тазиков, ванн, следует выливать;
  • закрывать на замок туалеты;
  • исключить неконтролируемый доступ к ванной, бассейну;
  • учить своих детей плавать.

Взрослые, наблюдающие за купающимися детьми, не должны отвлекаться. Даже на то, чтоб прочесть сообщение на телефоне.

При нахождении в лодке, бассейне, просто возле воды – детям нужно обязательно надевать спасательный жилет. И необходимо помнить о риске утопления в холодное время года, выпуская ребенка покататься на коньках, погулять у замерзшей, или не скованной льдом, реки.

Педиатры

Никто не требует от врачей следить за купанием всех детей на участке. Но внести существенный вклад в снижение риска утопления, они все же могут:

  • досконально узнать водные ресурсы своего региона, чтоб сориентировать на опасность семьи;
  • разработать и предоставить целевые рекомендации по безопасному купанию детям, в зависимости от пола, возраста, состояния здоровья;
  • консультировать подростков и родителей насчет рисков, которые несет алкоголь и другие психоактивные вещества, уделять больше внимания мальчикам из–за особенностей их поведения (безрассудность, стремление к лидерству);
  • помочь родителям и детям объективно оценить их уровень водной компетентности;
  • добиваться включения уроков спасения на воде и оказания СЛР в программу средних и старших классов.

Педиатрам под силу также скоординировать общественные институты в регионе своей работы. Через средства массовой информации добиваться, чтоб операторы водного отдыха (аквапарки, бассейны), осуществляли свою деятельность только на лицензионной основе, с соблюдением всех правил безопасности на своих объектах.

Кстати, на тематической странице нашего сайта, можно почитать о требованиях безопасности к водным объектам.