Статистика ВОЗ по миру в целом утверждает, что каждые 40 секунд один человек лишает сам себя жизни.
В Европе, лидером по суицидам является Украина. Причин хватает: сложная экономическая ситуация, напряженная внутренняя обстановка, боевые действия, в которые вовлечено несколько десятков тысяч военных и не счесть сколько гражданских лиц.
Ситуация усугубляется тем, что у врачей нет точного инструмента раннего прогнозирования самоубийства.
Но попытки разработать критерии риска суицида, которые позволили бы предотвратить трагедию, продолжаются. Наиболее информативными считается глубина депрессии и ее динамика.
Наблюдение за 663 пациентами со средним возрастом 23,8 лет, осуществлялось на протяжении 12 лет. Параллельно, проводилась оценка состояния их родителей (318 человек). Тесты на глубину депрессии проводились периодически, с использованием стандартных оценок.
Исследователи кафедры психиатрии медицинского университета Питтсбурга в качестве основного симптома, свидетельствующего за риск суицида, выбрали глубину и динамику депрессии.
Наблюдение за 663 пациентами со средним возрастом 23,8 лет, осуществлялось на протяжении 12 лет. Параллельно, проводилась оценка состояния их родителей (318 человек). Тесты на глубину депрессии проводились периодически, с использованием стандартных оценок.
В группу под длительное наблюдение брались молодые люди, у которых был выше риск суицида, и при этом, признаки аффективного синдрома отмечались и у их родителей.
Сам термин “попытка самоубийства” рассматривался с двух позиций. Узкая – реально совершенные попытки суицида и широкая – суицидальное поведение и попытки самоубийства, не доведенные до решающего момента.
Анализ собранных данных показал, что наибольшую прогностическую ценность имеют следующие факторы:
Было установлено, что наличие любых трех признаков указывает на высокий риск попытки самоубийства с чувствительностью в 87% и специфичностью в 63%, что на несколько порядков превосходит все ранее применявшиеся модели оценок.
Как показал анализ результатов исследования, единственными клиническими характеристиками, достоверно связанными с риском попытки суицида, оказались симптомы тяжелой и прогрессирующей депрессии. Установление факта тяжелой депрессии имеет, в плане прогноза самоубийства, чувствительность 87% и специфичность в 63%.
Импульсивное поведение, вспыльчивость и припадки агрессии, предикторами суицидальных попыток не оказались.
В то же время, негативным прогностическим фактором оказался возраст меньше 30 лет. Равнозначными по значению стали попытки самоубийства со стороны родителей. И третий негативный прогностический признак – жестокость со стороны родителей по отношению к пациентам в детском возрасте.
Описанные факторы стоит использовать для отбора групп риска по суициду. Впоследствии, за такими людьми необходимо обеспечить регулярный психологический контроль. При выявлении признаков депрессии, а в последствии и ее усугубления – усилить контроль за их психосоматическим состоянием с целью профилактики попыток к самоубийству.