Готовность ребенка к школе необходимо оценивать с трех позиций: готовность самого ребенка, готовность школы к принятию учеников и готовность общества способствовать чуткому взаимодействию школы и школьника. Из этих трех факторов, медики могут повлиять на каждый. И такую работу необходимо делать. Потому что гармоничное социально-эмоциональное развитие ребенка непосредственно взаимосвязано с его академическими успехами и здоровьем.

От чего зависит готовность к школе?

Помехой к получению полноценного образования может стать ограничение по любому из четырех сегментов:

  • социальный – материальное благосостояние семьи;
  • эмоциональные особенности;
  • познавательные способности ребенка;
  • физическое развитие и его девиации.

В силах врачей-педиатров повлиять, фактически, на каждый из указанных пунктов.

Опыт раннего детства

Все, что происходит с ребенком на этапе его взросления – опыт. И весь опыт имеет образовательный характер. Независимо от того, как его ребенок получает, такой опыт бывает, как позитивным, так и негативным. Когда ранний детский опыт носит положительный характер, дети развиваются гармонично, у них закладывается здоровая жизненная устойчивость.

В противном случае, у ребенка или подростка формируется токсический хронический стресс, снижающий способности к адаптации. В том числе и к школе. У нас на сайте есть статья, в которой можно подробнее почитать, что Американская Академия Педиатрии рекомендует по поводу негативного детского опыта.

Врачам-педиатрам уже на этапе патронажа необходимо принимать во внимание внутрисемейные особенности ребенка. Это поможет выявить заранее факторы риска, несущие негативный опыт детства и, соответственно – снижающие качество подготовки к школе.

Социальные факторы

В возрасте 5 лет, готовность к школе демонстрируют 48% детей из семей с низким уровнем доходов. В семьях со средним и высоким уровнем материального благополучия, эта цифра достигает 75%.

Значение имеют и уровень образования родителей, и качество ухода за ребенком, и обеспечение ему надлежащего уровня здравоохранения (в основном – за счет дороговизны лекарств, необходимых хроническим больным детям).

Весомый фактор – семья. Дети из приемных семей нередко хуже готовы к начальной школе. Еще грустнее ситуация с детьми, проживающими в приютах.

Таким детям присуща агрессивность, склонность к депрессии, импульсивность, слабые адаптационные способности.

Здоровье ребенка

Наиболее весомый параметр. К факторам риска относятся антенатальные опасности:

  • курение и алкоголь, потребляемые мамой при беременности;
  • осложненная беременность и роды;
  • гипотрофия плода, фето-плацентарная недостаточность;
  • врожденные аномалии развития;
  • материнская послеродовая депрессия.

Смягчить влияние негативного опыта раннего детства помогут программы посещения детей на дому, пропаганда здорового образа жизни. С такими задачами призваны справляться педиатры, семейные врачи. Те медики, которые знают семейные риски на своих участках.

Улучшить шансы ребенка на получение качественного образования помогут, к примеру:

  • непосредственная просветительская работа с родителями;
  • выявление семей с рисками (алкоголизм, наркомания) и организация для них профилактической помощи вторичного и третичного уровня;
  • оценка состояния здоровья родителей, выявление ранних признаков материнской депрессии и ее коррекция;
  • усиленное внимание на семьи, в которых уже есть дети, демонстрирующие неуспеваемость в школе.

Врачам нет нужды всем заниматься решением всех вопросов самим. Многие проблемы решают социальные службы и органы власти. Но педиатрам необходимо подать им сигнал.

Что входит в понятие «готовности к школе»?

В первую очередь, подразумевается зрелость психики и интеллекта ребенка к получению образования. Но мы уже говорили, что рассматриваемое понятие имеет три грани.

Готовность ребенка к школе

Определяется по следующим параметрам:

Готовність дитини до школи й роль педіатричної служби в цьому питанні
  • достаточное физическое развитие, сформированные навыки локомоции и моторики;
  • адекватное социально-эмоциональное развитие, включая способность к самоконтролю, концентрации внимания, навыки ограничения агрессивности и деструктивного поведения, умение сотрудничать, общаться с другими детьми и взрослыми людьми, способность передавать свои и распознавать эмоции других людей;
  • сформированные познавательные функции, энтузиазм, любопытство, понятие о культуре и о культурных ценностях;
  • развитая речь, в том числе и лексика, произношение, базовые навыки грамотности, включая понимание печатного текста, понятие об рисовании и письменности;
  • общие знания и познания, такие как ранняя грамотность и базовые математические навыки.

Готовность школ к детям

Второй компонент, без которого эффективный образовательный процесс попросту невозможен.

В понятие готовности школы включают:

Готовність дитини до школи й роль педіатричної служби в цьому питанні
  • отсутствие резкого перехода между домом, детсадом и школой;
  • обеспечение взаимодействия между школой и родителями;
  • понимание особенностей раннего развития ребенка и того, что обучение эффективнее проходит через игру;
  • преемственность, последовательность между программами раннего обучения и начальной школой;
  • внедрение модели обучения, которая не подавляет его, а заставляет принимать знания через систему мотивации;
  • приверженность к успеху каждого ребенка через осознание потребностей отдельных детей, в том числе с большим багажом негативного детского опыта;
  • обеспечение равных возможностей для детей с особыми потребностями;
  • приверженность к успехам каждого учителя;
  • внедрение стимулирующих достижения подходов, таких как раннее выявление отстающих детей и привлечение родителей к коррекции их образовательного процесса;
  • обеспечение детям безопасной надежной и инклюзивной среды обучения, которая способствует сохранению здоровья и образовательным успехам;
  • готовность нести ответственность за результаты обучения.

Поддержка общества и семьи

Не ключевой, но критический компонент, влияющий на готовность ребенка к школьным успехам. Включает в себя:

  • организация дородовой медицинской помощи, обеспечение первичного врачебного надзора;
  • здоровое питание и ежедневная физическая активность, прививание ребенку навыков здорового образа жизни;
  • доступ к качественному дошкольному воспитанию;
  • ежедневное время, которое родители должны уделять только детям, лучше всего – в процессе подготовки домашних заданий.
Готовність дитини до школи й роль педіатричної служби в цьому питанні

Роль педиатрической службы

Переоценить влияние врача просто невозможно в плане подготовки к школе детей с особыми потребностями. Но есть и другие моменты, когда педиатрия способствует подготовке детей к школе.

Точки приложения педиатров находятся в каждом из трех, указанных выше, компонентах обеспечения образовательного процесса.

Готовність дитини до школи й роль педіатричної служби в цьому питанні
  1. Что касается готовности детей, то врач-педиатр напрямую участвует в развитии ребенка и формировании у него необходимого уровня здоровья. Особо заметна роль доктора при работе с детьми с особыми потребностями.
  2. Что касается готовности школы, то педиатры непосредственно, или через институт школьных медсестер, обеспечивают доступность учебного процесса для всех детей. Также участвуют в выявлении детей, склонных к неуспеваемости по причинам плохого здоровья. И помогают адаптировать им систему образования.
  3. Что касается работы с семьей и обществом, то роль педиатров совсем не ограничивается пропагандой здорового образа жизни. Хотя это тоже часть работы. Врачу легче выявить детей с рисками, снижающими готовность к школе (грубое обращение в семье, недостаточный уход со стороны родителей и т.д.). И после этого – подать сигнал другим службам. Правда, социальные службы и власть на такие сигналы реагирует не всегда охотно.

Заключение и выводы

В своей работе с маленькими детьми и семьями, педиатры выступают в роли источника навыков и знаний. Тех, которые способствуют физическому, социально-эмоциональному здоровью детей, дают рекомендации по гармоничному развитию ребенка.

Партнерство врачей с семьями позволяет проводить постоянную оценку сильных и слабых сторон, а также разрабатывать совместные стратегии и вмешательства, которые поддерживают благополучие детей.

Так, в сотрудничестве со школой, сообществом и самими детьми, педиатры способствуют лучшей школьной готовности детей младшего возраста.