Готовность ребенка к школе необходимо оценивать с трех позиций: готовность самого ребенка, готовность школы к принятию учеников и готовность общества способствовать чуткому взаимодействию школы и школьника. Из этих трех факторов, медики могут повлиять на каждый. И такую работу необходимо делать. Потому что гармоничное социально-эмоциональное развитие ребенка непосредственно взаимосвязано с его академическими успехами и здоровьем.
Помехой к получению полноценного образования может стать ограничение по любому из четырех сегментов:
В силах врачей-педиатров повлиять, фактически, на каждый из указанных пунктов.
Все, что происходит с ребенком на этапе его взросления – опыт. И весь опыт имеет образовательный характер. Независимо от того, как его ребенок получает, такой опыт бывает, как позитивным, так и негативным. Когда ранний детский опыт носит положительный характер, дети развиваются гармонично, у них закладывается здоровая жизненная устойчивость.
В противном случае, у ребенка или подростка формируется токсический хронический стресс, снижающий способности к адаптации. В том числе и к школе. У нас на сайте есть статья, в которой можно подробнее почитать, что Американская Академия Педиатрии рекомендует по поводу негативного детского опыта.
Врачам-педиатрам уже на этапе патронажа необходимо принимать во внимание внутрисемейные особенности ребенка. Это поможет выявить заранее факторы риска, несущие негативный опыт детства и, соответственно – снижающие качество подготовки к школе.
В возрасте 5 лет, готовность к школе демонстрируют 48% детей из семей с низким уровнем доходов. В семьях со средним и высоким уровнем материального благополучия, эта цифра достигает 75%.
Значение имеют и уровень образования родителей, и качество ухода за ребенком, и обеспечение ему надлежащего уровня здравоохранения (в основном – за счет дороговизны лекарств, необходимых хроническим больным детям).
Весомый фактор – семья. Дети из приемных семей нередко хуже готовы к начальной школе. Еще грустнее ситуация с детьми, проживающими в приютах.
Таким детям присуща агрессивность, склонность к депрессии, импульсивность, слабые адаптационные способности.
Наиболее весомый параметр. К факторам риска относятся антенатальные опасности:
Смягчить влияние негативного опыта раннего детства помогут программы посещения детей на дому, пропаганда здорового образа жизни. С такими задачами призваны справляться педиатры, семейные врачи. Те медики, которые знают семейные риски на своих участках.
Улучшить шансы ребенка на получение качественного образования помогут, к примеру:
Врачам нет нужды всем заниматься решением всех вопросов самим. Многие проблемы решают социальные службы и органы власти. Но педиатрам необходимо подать им сигнал.
В первую очередь, подразумевается зрелость психики и интеллекта ребенка к получению образования. Но мы уже говорили, что рассматриваемое понятие имеет три грани.
Определяется по следующим параметрам:
Второй компонент, без которого эффективный образовательный процесс попросту невозможен.
В понятие готовности школы включают:
Не ключевой, но критический компонент, влияющий на готовность ребенка к школьным успехам. Включает в себя:
Переоценить влияние врача просто невозможно в плане подготовки к школе детей с особыми потребностями. Но есть и другие моменты, когда педиатрия способствует подготовке детей к школе.
Точки приложения педиатров находятся в каждом из трех, указанных выше, компонентах обеспечения образовательного процесса.
В своей работе с маленькими детьми и семьями, педиатры выступают в роли источника навыков и знаний. Тех, которые способствуют физическому, социально-эмоциональному здоровью детей, дают рекомендации по гармоничному развитию ребенка.
Партнерство врачей с семьями позволяет проводить постоянную оценку сильных и слабых сторон, а также разрабатывать совместные стратегии и вмешательства, которые поддерживают благополучие детей.
Так, в сотрудничестве со школой, сообществом и самими детьми, педиатры способствуют лучшей школьной готовности детей младшего возраста.