Изучение неблагоприятных переживаний детства и способов защиты детей от событий негативного детского опыта (НДО), позволило выделить несколько ключевых факторов, играющих в этом плане защитную роль. В частности, это близкое окружение ребенка – родители, члены семьи и соседи.

Недавно к факторам, влияющим на формирование НДО, отнесли и школу. Не только потому, что негативные переживания ребенка отрицательно сказываются на успеваемости: академическая успеваемость давно стала одним из критериев соматического и психоэмоционального здоровья детей. В последние десятилетия появляется все больше свидетельств, что слабые успехи в школе еще больше подстегивают, усиливают отрицательные переживания детей и членов их семей.

Разорвать этот порочный круг поможет разработка мероприятий, призванных поддержать успеваемость и психоэмоциональное состояние детей на уровне школы, образовательного учреждения. Особую пользу от такой стратегии ощутит на себе ребенок с НДО.

Роль семьи

Наиболее мощным протективным фактором для детской психики ожидаемо является наличие члена семьи, с которым ребенок может общаться на абсолютно любые темы, к которому испытывает безграничное доверие. Как правило, это – один из родителей.

Традиционные и наиболее травмирующие события связаны именно с нарушением связи ребенка с родителями: развод, смерть, заключение в тюрьму мамы или папы и т.д. В результате, дети остаются без психологической поддержки, необходимой им для полноценного созревания, формирования гармоничной личности.

Но внутрисемейные связи могут разрушаться и по другим поводам, без удаления ребенка от родителей. Для таких случаев необходимо разрабатывать индивидуальные программы, с опорой на социальные службы, психологическую помощь. Тогда есть шанс снизить влияние на ребенка стрессогенных факторов. Параллельно – устранить последствия уже полученных травм.

И все равно, даже широкое внедрение таких программ не обеспечивает в полной мере потребности детей с НДО.

Роль школы

Большинство исследований касательно детских психических травм не принимали во внимание один фактор, не имеющий отношения к семье – школьную жизнь.

Всемирная организация здравоохранения и Центры по контролю и профилактике заболеваний признают, что школа - это не только место для передачи академических знаний, но и место, где уязвимые дети могут общаться с поддерживающими взрослыми и сверстниками вне своих семей.

Формирование и поддержание устойчивых отношений между детьми, детей с учителями, укрепление привязанности к школе, оказывают заметный эффект относительно развития депрессии, формирования склонности к употреблению психоактивных веществ и других видов рискованного поведения. Кстати, у нас на сайте можно почитать о взаимосвязи между привязанностью к школе и состоянием здоровья учеников.

Создание в школе благоприятной психоэмоциональной атмосферы, когда у детей НДО есть практически ежедневный контакт с заботливыми, благожелательными взрослыми и сверстникам, оказывает отчетливый положительный эффект. Потому что у таких детей домашняя обстановка, как правило, является неблагоприятной.

Результативности «школьной реабилитации» способствуют такие факторы:

  • уменьшение количества учеников в классе;
  • повышение квалификации преподавателей в плане помощи детям с негативным опытом;
  • включение в штаты школы вспомогательных специалистов – психолога, школьных медсестер, социальных работников и т.д.
  • сотрудничество со структурами ювенальной юстиции;
  • накопление опыта по медиации, разрешению конфликтов в семьях таких детей.
Проблема негативного дитячого досвіду. Причини, наслідки, шляхи вирішення

Школа и медицина

В перспективе, необходимо осознать, что школа может стать пунктом доступа учащихся и членов их семей к первичной медицинской и психологической (психиатрической) помощи.

Например, школьные медицинские центры в Америке предлагают ученикам со слабой успеваемостью квалифицированную медицинскую помощь без отрыва детей от образовательного процесса, в атмосфере конфиденциальности и благожелательности.

Такой подход способствует оказанию необходимой первичной медико-санитарной и психиатрической помощи, наиболее соответствующей потребностям подростков и уязвимых групп населения. Школьные и связанные со школой меры по охране психического здоровья особенно эффективны при привлечении учащихся из групп риска.

От слов к делу

Исследований о негативном детском опыте есть множество. Однако на практике было протестировано очень небольшое число предложенных клинических стратегий.

Как скоро случится переход от этапа документирования проблем НДО к реализации конкретных шагов, зависит от финансирования корректирующих программ.

В перспективе, переход от слов к делу позволил бы многим учащимся избежать в будущем серьезных клинических проблем и расстройств. Школы в этом плане являются идеальным инструментом, с помощью которого может оказываться содействие здоровым социальным отношениям между учениками.

За счет этого, у детей с негативным опытом появляется возможность повысить свою устойчивость и обрести положительные социальные навыки. Что, в свою очередь, повышает вероятность формирования здоровой атмосферы уже в их семьях, снижает риск того, что уже их дети испытают на себе отрицательное и травмирующее влияние нездоровой внутрисемейной субкультуры.